вторник, 6 сентября 2022 г.

Консультация для родителей: Возрастные особенности детей 6-7 лет


 


Вашему малышу исполнилось шесть лет, он уже кажется совсем большим —многое знает и умеет, и не за горами школа.

Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка.

Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем, как меняются наши дети?

Мы всегда рядом со своим ребёнком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он всё ещё тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребёнок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он ещё совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребёнка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.

Что такое возрастной кризис?




Кризис – это не то, что случается с «неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребёнком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребёнка меняется, и это создаёт для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребёнком, и понимать, что это закономерно.

Кризисом семи лет заканчивается дошкольный период и открывается новый этап развития ребёнка – младший школьный возраст. Он может начаться и раньше – в шесть и даже в пять с половиной лет. Если вашему ребёнку вдруг надоел детсад, а привычные игры уже не доставляют ему удовольствия, если он стал непослушным, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, это означает, что наступил очередной кризис. По сравнению с другими он проходит мягче, однако надо вовремя заметить его и правильно среагировать.

Кризис семи лет называют периодом рождения социального Я ребёнка. Ребёнок начинает осознавать своё место в системе человеческих отношений, стремится занять новое, более взрослое положение в жизни. Дети уже пробовали «повзрослеть», подражая нашему поведению, играя во взрослых но пришли к выводу, что для взрослости явно чего-то не хватает. Хотя чего именно, они пока не знают… Ясно, что по-старому дети жить уже не хотят, то, что было, их уже не устраивает. Возникает кризисная ситуация: «хочу, но не могу». А значит,  начинается ломка старых стереотипов.

   Приблизительно (в среднем) к 7 годам малыш «вырастает» из игры как ведущей деятельности. Она перестает удовлетворять все его интеллектуальные, эмоциональные потребности. Он начинает чувствовать некий «интеллектуальный голод», жажду узнавать новое, увеличивать и систематизировать свои знания о мире и находить свое место в этом миреКак только на  смену игровой мотивации приходит познавательная, начинается перестройка отношений с окружающими людьми. Теперь детям нужны не опекающие защитники, а помощники, способные дать то, чего им не хватает: новые знания. Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствуют о новом этапе развития познавательных способностей. Ребёнок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Поэтому очень важно, чтобы близкие взрослые заметили происходящие перемены и смогли вовремя перестроить свои отношения с ребёнком.



В чём уникальность этого возрастного периода?





Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году жизни продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития.

Основные изменения в деятельности, сознании и личности пятилетнего ребенка заключаются в том, что  появляется произвольность психических процессов — способность целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами (восприятием, вниманием, памятью и др.).

Восприятие старшего дошкольника становится более дифференцированным и избирательным — он легко различает оттенки, замечает много подробностей и деталей в рассматриваемом рисунке, знает что красиво, что ему нравится, а что нет.

Внимание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер, при этом ребенка привлекает то, что ярко, необычно, то, к чему он может отнестись эмоционально. Малыш седьмого года жизни впервые начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Во многом ему помогает в этом собственная, уже развитая речь — она организует внимание и направляет его на нужный предмет. «Надо посмотреть, поискать!» — говорит малыш, начиная делать что-то.

В целом, возможности этой новой «взрослой» формы внимания — произвольного внимания — к шести-семи годам уже достаточно велики.

Развивается и память вашего малыша. В основном память ребенка в старшем дошкольном возрасте носит также непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что наиболее интересно и приятно. Но по сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания снижается, а прочность запоминания растет. Большим достижением ребенка седьмого года жизни является значительное развитие произвольного запоминания. Ребенок уже легко справляется с заданием запомнить что-то, начинает использовать специальные приемы запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Активно развивается и воображение  ребенка, что особенно ярко проявляется в игре. Играя, старшие дошкольники переходят от использования предметов-заместителей к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения непосредственно зависит от развития речи ребенка. Высокого уровня в этом возрасте достигает и развитие пространственных представлений. Малыш легко ориентируется во взаимном расположении предметов, хорошо запоминает дорогу, впервые осваивает понятия схемы и плана.



Все эти достижения дошкольника во многом связаны с активным становлением мышления в этом возрасте. В возрасте четырех-шести лет интенсивно формируется наглядно-действенное мышление, когда малыш размышляет как бы руками. Например, подсчитывая палочки, он обязательно будет брать их в руки и перекладывать из кучки в кучку. Старший дошкольник может решить ту же задачу, лишь посматривая на эти палочки или же схематично изображая их на листе. У него формируется более сложная форма мышления — наглядно-образное. Теперь уже ребенок может решать разные задачи без использования практических действий, только в русле представления. Но постепенно начинает формироваться и словесно-логическое мышление, то есть умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Но эта форма мышления  развивается только с помощью взрослых. Итак, к шести-семи годам ребенок может подходить к решению задачи тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и начала словесно-логического мышления, которое полностью сформируется только к подростковому возрасту.



Как меняется поведение ребёнка?





 

    Установлено, что  именно к 7 годам возрасту, выбранному  в качестве начального школьного, созревают отделы головного мозга, ответственные за волевую регуляцию поведения и другие важные процессы, обеспечивающие психологическую готовность к школе и успешность учебы.

На седьмом году ребёнок уже начинает управлять своим поведением. При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

     Произвольность поведения и психических процессов имеет решающее значение для успешности школьного обучения, ибо означает умение ребенка подчинять свои действия требованиям учителя. В школе, как известно, ребенок занимается не тем, чем ему хочется, а прилагает все усилия для достижения целей, поставленных учителем. Трудность в достижении и удержании таких целей состоит в том, что не все учебное содержание, даже при самой удачной методике, будет захватывающе интересно для всех детей. Поэтому ребенок должен не только решать поставленную задачу по содержа­нию, например аккуратно писать палочки, но и уметь заставить себя заниматься палочками, когда на самом деле ему хочется рисовать что-то другое, например самолет.

Помимо собственно учебного содержания дети должны выполнять по инструкции целые наборы несложных, но опять-таки самих по себе не слишком интересных действий. Дело в том, что в процессе одновременного обучения 20—30 человек необходимо выполнение всеми детьми множества указаний чисто организационного порядка: открыть книжку на такой-то странице, достать карандаш, отступить три строчки сверху, пять клеточек слева и т. п. Выполнение подобных указаний невозможно, если ребенок отвлекается по любому поводу и не умеет сосредоточиваться.



Становление личности






Возраст шести-семи лет является сензитивным периодом для морального развития детей. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребенка. То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

По данным многих авторов, детям седьмого года жизни вполне доступно полноценное моральное поведение, т. е. соблюдение норм при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и интересам. У многих детей уже имеются или складываются те внутренние механизмы, которые позволяют им удерживаться от соблазна нарушать норму и свободно делать правильный моральный выбор.

Первое условие соблюдения норм — это знание и понимание детьми моральных предписаний и требований, т. е. того, что хорошо, а что плохо. Они являются основанием для оценки поступков с точки зрения их соответствия требованиям морали — поступков других и самого себя. А оценка предполагает не только знания о том, как следует оценивать явление, но и такой субъективный момент, как отношение к тому, что оценивается.

Оценка поступка всегда включает и то, нравится данный поступок человеку или нет, испытывает он отвращение к нарушению нормы или, наоборот, смотрит на это снисходительно.

Изучение и анализ обнаруживают довольно сложную картину. Почти все дети фактически знают, что хорошо, а что плохо. На вопрос, хорошо ли говорить неправду, несправедливо делить игрушки и т. п., все отвечают, что плохо. Однако эти знания нередко являются повторением того, что считают окружающие, и не отражают подлинного отношения детей к подобным действиям.

Это подлинное отношение можно выявить, если, например, рассказать детям о двух персонажах, один из которых соблюдает норму (делит конфеты или игрушки поровну), а другой нарушает ее (берет себе больше), и спросить, кто им понравился. И тут неожиданно выясняется, что многим детям нравятся оба персонажа. Один — потому что «честный, всем поровну дал», другой — потому что «молодец, себе большее хочет».

Столь же неожиданные ответы мы получаем, когда спрашиваем ребенка, какой поступок в определенной ситуации будет хорошим и правильным, а какой — плохим и неправильным. Например, сверстник нашел деньги на мороженое и вслед за тем встречает владельца, спрашивающего его про утерянные деньги. Почти все дети считают, что «плохо и неправильно» утаить находку, но это не значит, что хорошим и правильным будет возвращение денег. «Хорошо и правильно» будет вернуть только часть денег или «купить мороженое и поделить его». Иными словами, хорошо и правильно, если соблюдение нормы сочетается с собственными интересами. Аналогичным образом многие дети считают, что действительно несправедливым будет такое деление каких-либо вещей, когда им самим достается меньше, чем всем остальным. Если меньше достается другим, это не так плохо.

Таким образом, даже когда речь идет о ситуациях, в которых оказались другие, отношение детей к соблюдению и нарушению норм не столь однозначно и определенно, как их знания.

Еще больше это отношение отклоняется от знаний, если по тем или иным причинам поступок другого отражается на личных интересах ребенка. В этих случаях поступок другого большинством детей оценивается в зависимости от этих интересов, а не от его объективной моральной ценности.

Итак, расхождение между знанием норм и личным отношением к их соблюдению и нарушению — это важная особенность морального сознания детей седьмого года жизни. Поэтому появление правильной моральной оценки других требует формирования у ребенка личного отрицательного отношения, искреннего осуждения им фактов нарушения норм и такого же личного, искреннего одобрения фактов бескорыстного соблюдения этих же норм.

Определенный вклад в решение данной задачи вносит литература, показывая противоборство между добром и злом, между положительными и отрицательными персонажами. Сопереживая перипетиям этой борьбы, ребенок проникается симпатией к положительным персонажам и антипатией к отрицательным. Вслед за отношением к персонажам популяризуется и его отношение к совершаемым ими поступкам — положительным и отрицательным.

Важным моментом выработки такого личного отношения является также обсуждение детьми реальных фактов соблюдения и нарушения норм другими.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Новогодняя ёлка: история нарядного дерева и праздника

  История новогодней ёлки похожа на историю Золушки. В течение долгого времени она не вызывала у наших предков ярких положительных эмоций. О...